Стих ноги опухли колтун в волосах

Стих ноги опухли колтун в волосах thumbnail

Николай Некрасов

Ваня . Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Разговор в вагоне

I

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

II

«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..“

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою.
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе».

III

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
„Вот они — нашей дороги строители!..“»
        Захохотал генерал!

— Был я недавно в стонах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал! —
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

— Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону… —

IV

                                «Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
„Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот поди ты!..“ Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
„Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

С богом, теперь по домам, — проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю!..

Кто-то „ура“ закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком „ура!“ по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..»

Источник

Ваня (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне

1
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Читайте также:  Что делать если ноги опухли отекли

2
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

3
В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»

4
Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

С богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю!..»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

1864 г.

Источник

Ваня (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Разговор в вагоне

1

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

2

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Читайте также:  Упал с лестницы нога опухла

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

3

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»

4

Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

С богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю!..»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

Анализ поэмы «Железная дорога» Некрасова

Подавляющая часть творчества Некрасова посвящена простому русскому народу, описанию его бед и страданий. Он считал, что настоящий поэт не должен уходить от действительности в романтические иллюзии. Стихотворение «Железная дорога» — яркий пример гражданской лирики поэта. Оно было написано в 1864 г. и посвящено строительству Николаевской железной дороги (1843-1851 гг.).

Железная дорога между Петербургом и Москвой стало грандиозным проектом. Он значительно поднимал авторитет России, сокращал отрыв от развитых европейских стран.

При этом строительство велось отсталыми методами. Труд государственных и крепостных крестьян был фактически рабским. Государство не считалось с жертвами, на тяжелой физической работе в невыносимых условиях погибло множество людей.

Вступление к произведению – тонкая ирония Некрасова. Строителем железной дороги генерал называет не бесправную массу рабочих, а графа Клейнмихеля, прославившегося своей жестокостью.

Первая часть поэмы – лирическое описание прекрасного вида, открывающегося перед глазами пассажиров поезда. Некрасов с любовью изображает пейзаж «родимой Руси». Во второй части происходит резкая перемена. Рассказчик показывает сыну генерала страшную картину строительства железной дороги, которую предпочитает не видеть высшее общество. За движением к прогрессу стоят тысячи крестьянских жизней. Со всех концов необъятной Руси крестьян собрал здесь «настоящий царь» — голод. Титанический труд, как и многие масштабные российские проекты, буквально устлан костями людей.

Третья часть – мнение самоуверенного генерала, символизирующего собой тупость и ограниченность высшего общества. Он считает, что безграмотные и вечно пьяные мужики не имеют никакой ценности. Важны лишь высшие творения человеческого искусства. В этой мысли легко угадываются оппоненты взглядам Некрасова на роль творца в жизни общества.

По просьбе генерала рассказчик показывает Ване «светлую сторону» строительства. Работы закончены, погибшие похоронены, время подводить итоги. Россия доказывает миру свое прогрессивное развитие. Император и высшее общество торжествуют. Начальники строительных участков и купцы получили значительную прибыль. Рабочие награждены… бочкой вина и прощением накопленных штрафов. Робкий возглас «ура!» подхвачен толпой.

Читайте также:  От нагрузки опухла нога

Картина всеобщего финального ликования невероятно горька и печальна. Многострадальный российский народ опять обманут. Символическая цена грандиозной стройки (треть годового бюджета Российской империи), унесшей тысячи жизней, выразилось для простых рабочих в бочке водки. Они не могут оценить настоящее значение своей работы, и поэтому благодарны и счастливы.

Источник

Стих ноги опухли колтун в волосах

Íèêîëàé Íåêðàñîâ

ÆÅËÅÇÍÀß ÄÎÐÎÃÀ
 à í ÿ (â êó÷åðñêîì àðìÿ÷êå).
Ïàïàøà! êòî ñòðîèë ýòó äîðîãó?
Ï à ï à ø à (â ïàëüòî íà êðàñíîé ïîäêëàäêå),
Ãðàô Ïåòð Àíäðååâè÷ Êëåéíìèõåëü, äóøåíüêà!
Ðàçãîâîð â âàãîíå

1

Ñëàâíàÿ îñåíü! Çäîðîâûé, ÿäðåíûé
Âîçäóõ óñòàëûå ñèëû áîäðèò;
Ëåä íåîêðåïøèé íà ðå÷êå ñòóäåíîé
Ñëîâíî êàê òàþùèé ñàõàð ëåæèò;

Îêîëî ëåñà, êàê â ìÿãêîé ïîñòåëè,
Âûñïàòüñÿ ìîæíî – ïîêîé è ïðîñòîð!
Ëèñòüÿ ïîáëåêíóòü åùå íå óñïåëè,
Æåëòû è ñâåæè ëåæàò, êàê êîâåð.

Ñëàâíàÿ îñåíü! Ìîðîçíûå íî÷è,
ßñíûå, òèõèå äíè…
Íåò áåçîáðàçüÿ â ïðèðîäå! È êî÷è,
È ìîõîâûå áîëîòà, è ïíè –

Âñ¸ õîðîøî ïîä ñèÿíèåì ëóííûì,
Âñþäó ðîäèìóþ Ðóñü óçíàþ…
Áûñòðî ëå÷ó ÿ ïî ðåëüñàì ÷óãóííûì,
Äóìàþ äóìó ñâîþ…

2

Äîáðûé ïàïàøà! Ê ÷åìó â îáàÿíèè
Óìíîãî Âàíþ äåðæàòü?
Âû ìíå ïîçâîëüòå ïðè ëóííîì ñèÿíèè
Ïðàâäó åìó ïîêàçàòü.

Òðóä ýòîò, Âàíÿ, áûë ñòðàøíî ãðîìàäåí
Íå ïî ïëå÷ó îäíîìó!
 ìèðå åñòü öàðü: ýòîò öàðü áåñïîùàäåí,
Ãîëîä íàçâàíüå åìó.

Âîäèò îí àðìèè; â ìîðå ñóäàìè
Ïðàâèò; â àðòåëè ñãîíÿåò ëþäåé,
Õîäèò çà ïëóãîì, ñòîèò çà ïëå÷àìè
Êàìåíîòåñöåâ, òêà÷åé.

Îí-òî ñîãíàë ñþäà ìàññû íàðîäíûå.
Ìíîãèå – â ñòðàøíîé áîðüáå,
Ê æèçíè âîççâàâ ýòè äåáðè áåñïëîäíûå,
Ãðîá îáðåëè çäåñü ñåáå.

Ïðÿìî äîðîæåíüêà: íàñûïè óçêèå,
Ñòîëáèêè, ðåëüñû, ìîñòû.
À ïî áîêàì-òî âñ¸ êîñòî÷êè ðóññêèå…
Ñêîëüêî èõ! Âàíå÷êà, çíàåøü ëè òû?

×ó! âîñêëèöàíüÿ ïîñëûøàëèñü ãðîçíûå!
Òîïîò è ñêðåæåò çóáîâ;
Òåíü íàáåæàëà íà ñòåêëà ìîðîçíûå…
×òî òàì? Òîëïà ìåðòâåöîâ!

Òî îáãîíÿþò äîðîãó ÷óãóííóþ,
Òî ñòîðîíàìè áåãóò.
Ñëûøèøü òû ïåíèå?.. “ íî÷ü ýòó ëóííóþ
Ëþáî íàì âèäåòü ñâîé òðóä!

Ìû íàäðûâàëèñü ïîä çíîåì, ïîä õîëîäîì,
Ñ âå÷íî ñîãíóòîé ñïèíîé,
Æèëè â çåìëÿíêàõ, áîðîëèñÿ ñ ãîëîäîì,
Ìåðçëè è ìîêëè, áîëåëè öèíãîé.

Ãðàáèëè íàñ ãðàìîòåè-äåñÿòíèêè,
Ñåêëî íà÷àëüñòâî, äàâèëà íóæäà…
Âñ¸ ïðåòåðïåëè ìû, áîæèè ðàòíèêè,
Ìèðíûå äåòè òðóäà!

Áðàòüÿ! Âû íàøè ïëîäû ïîæèíàåòå!
Íàì æå â çåìëå èñòëåâàòü ñóæäåíî…
Âñ¸ ëè íàñ, áåäíûõ, äîáðîì ïîìèíàåòå
Èëè çàáûëè äàâíî?..”

Íå óæàñàéñÿ èõ ïåíèÿ äèêîãî!
Ñ Âîëõîâà, ñ ìàòóøêè Âîëãè, ñ Îêè,
Ñ ðàçíûõ êîíöîâ ãîñóäàðñòâà âåëèêîãî –
Ýòî âñ¸ áðàòüÿ òâîè – ìóæèêè!

Ñòûäíî ðîáåòü, çàêðûâàòüñÿ ïåð÷àòêîþ,
Òû óæ íå ìàëåíüêèé!.. Âîëîñîì ðóñ,
Âèäèøü, ñòîèò, èçìîæäåí ëèõîðàäêîþ,
Âûñîêîðîñëûé áîëüíîé áåëîðóñ:

Ãóáû áåñêðîâíûå, âåêè óïàâøèå,
ßçâû íà òîùèõ ðóêàõ,
Âå÷íî â âîäå ïî êîëåíî ñòîÿâøèå
Íîãè îïóõëè; êîëòóí â âîëîñàõ;

ßìîþ ãðóäü, ÷òî íà çàñòóï ñòàðàòåëüíî
Èçî äíÿ â äåíü íàëåãàëà âåñü âåê…
Òû ïðèãëÿäèñü ê íåìó, Âàíÿ, âíèìàòåëüíî:
Òðóäíî ñâîé õëåá äîáûâàë ÷åëîâåê!

Íå ðàçîãíóë ñâîþ ñïèíó ãîðáàòóþ
Îí è òåïåðü åùå: òóïî ìîë÷èò
È ìåõàíè÷åñêè ðæàâîé ëîïàòîþ
Ìåðçëóþ çåìëþ äîëáèò!

Ýòó ïðèâû÷êó ê òðóäó áëàãîðîäíóþ
Íàì áû íå õóäî ñ òîáîé ïåðåíÿòü…
Áëàãîñëîâè æå ðàáîòó íàðîäíóþ
È íàó÷èñü ìóæèêà óâàæàòü.

Äà íå ðîáåé çà îò÷èçíó ëþáåçíóþ…
Âûíåñ äîñòàòî÷íî ðóññêèé íàðîä,
Âûíåñ è ýòó äîðîãó æåëåçíóþ –
Âûíåñåò âñ¸, ÷òî ãîñïîäü íè ïîøëåò!

Âûíåñåò âñ¸ – è øèðîêóþ, ÿñíóþ
Ãðóäüþ äîðîãó ïðîëîæèò ñåáå.
Æàëü òîëüêî – æèòü â ýòó ïîðó ïðåêðàñíóþ
Óæ íå ïðèäåòñÿ – íè ìíå, íè òåáå.

3

 ýòó ìèíóòó ñâèñòîê îãëóøèòåëüíûé
Âçâèçãíóë – èñ÷åçëà òîëïà ìåðòâåöîâ!
“Âèäåë, ïàïàøà, ÿ ñîí óäèâèòåëüíûé,-
Âàíÿ ñêàçàë,- òûñÿ÷ ïÿòü ìóæèêîâ,

Ðóññêèõ ïëåìåí è ïîðîä ïðåäñòàâèòåëè
Âäðóã ïîÿâèëèñü – è îí ìíå ñêàçàë:
“Âîò îíè – íàøåé äîðîãè ñòðîèòåëè!..”
Çàõîõîòàë ãåíåðàë!

“Áûë ÿ íåäàâíî â ñòåíàõ Âàòèêàíà,
Ïî Êîëèçåþ äâå íî÷è áðîäèë,
Âèäåë ÿ â Âåíå ñâÿòîãî Ñòåôàíà,
×òî æå… âñ¸ ýòî íàðîä ñîòâîðèë?

Âû èçâèíèòå ìíå ñìåõ ýòîò äåðçêèé,
Ëîãèêà âàøà íåìíîæêî äèêà.
Èëè äëÿ âàñ Àïîëëîí Áåëüâåäåðñêèé
Õóæå ïå÷íîãî ãîðøêà?

Âîò âàø íàðîä – ýòè òåðìû è áàíè,
×óäî èñêóññòâà – îí âñ¸ ðàñòàñêàë!”-
“ß ãîâîðþ íå äëÿ âàñ, à äëÿ Âàíè…”
Íî ãåíåðàë âîçðàæàòü íå äàâàë:

“Âàø ñëàâÿíèí, àíãëî-ñàêñ è ãåðìàíåö
Íå ñîçäàâàòü – ðàçðóøàòü ìàñòåðà,
Âàðâàðû! äèêîå ñêîïèùå ïüÿíèö!..
Âïðî÷åì, Âàíþøåé çàíÿòüñÿ ïîðà;

Çíàåòå, çðåëèùåì ñìåðòè, ïå÷àëè
Äåòñêîå ñåðäöå ãðåøíî âîçìóùàòü.
Âû áû ðåáåíêó òåïåðü ïîêàçàëè
Ñâåòëóþ ñòîðîíó…”

4

Ðàä ïîêàçàòü!
Ñëóøàé, ìîé ìèëûé: òðóäû ðîêîâûå
Êîí÷åíû – íåìåö óæ ðåëüñû êëàäåò.
Ìåðòâûå â çåìëþ çàðûòû; áîëüíûå
Ñêðûòû â çåìëÿíêàõ; ðàáî÷èé íàðîä

Òåñíîé ãóðüáîé ó êîíòîðû ñîáðàëñÿ…
Êðåïêî çàòûëêè ÷åñàëè îíè:
Êàæäûé ïîäðÿä÷èêó äîëæåí îñòàëñÿ,
Ñòàëè â êîïåéêó ïðîãóëüíûå äíè!

Âñ¸ çàíîñèëè äåñÿòíèêè â êíèæêó –
Áðàë ëè íà áàíþ, ëåæàë ëè áîëüíîé:
“Ìîæåò, è åñòü òóò òåïåðè÷à ëèøêó,
Äà âîò, ïîäè òû!..” Ìàõíóëè ðóêîé…

 ñèíåì êàôòàíå – ïî÷òåííûé ëàáàçíèê,
Òîëñòûé, ïðèñàäèñòûé, êðàñíûé, êàê ìåäü,
Åäåò ïîäðÿä÷èê ïî ëèíèè â ïðàçäíèê,
Åäåò ðàáîòû ñâîè ïîñìîòðåòü.

Ïðàçäíûé íàðîä ðàññòóïàåòñÿ ÷èííî…
Ïîò îòèðàåò êóï÷èíà ñ ëèöà
È ãîâîðèò, ïîäáî÷åíÿñü êàðòèííî:
“Ëàäíî… íåøòî… ìîëîäöà!.. ìîëîäöà!..

Ñ áîãîì, òåïåðü ïî äîìàì,- ïðîçäðàâëÿþ!
(Øàïêè äîëîé – êîëè ÿ ãîâîðþ!)
Áî÷êó ðàáî÷èì âèíà âûñòàâëÿþ
È – íåäîèìêó äàðþ!..”

Êòî-òî “óðà” çàêðè÷àë. Ïîäõâàòèëè
Ãðîì÷å, äðóæíåå, ïðîòÿæíåå… Ãëÿäü:
Ñ ïåñíåé äåñÿòíèêè áî÷êó êàòèëè…
Òóò è ëåíèâûé íå ìîã óñòîÿòü!

Âûïðÿã íàðîä ëîøàäåé – è êóï÷èíó
Ñ êðèêîì “óðà!” ïî äîðîãå ïîì÷àë…
Êàæåòñÿ, òðóäíî îòðàäíåé êàðòèíó
Íàðèñîâàòü, ãåíåðàë?..
1864

Í.À.Íåêðàñîâ. Ñî÷èíåíèÿ â òðåõ òîìàõ.
Ìîñêâà: Ãîñóäàðñòâåííîå èçä-âî
õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû, 1959.

Í. Íåêðàñîâ
Ñòðàíèöà àâòîðà:
ñòèõè, ñòàòüè.

nekrasov-papasha-kto-stroil

nekrasov/papasha-kto-stroil

Ãëàâíàÿ áèáëèîòåêà ïîýçèè

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 08.02.2017. Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ Íåêðàñîâ, æåëåçíàÿ äîðîãà, 1864

Источник